ДУША
Чаще всего в обычной разговорной речи нет ясно разграниченной смысловой разницы между словами «Разум» и «Душа», и возникает еще большая путаница, когда термины «Душа» и «психическое» применяются для обозначения ВИТАЛЬНОГО СУЩЕСТВА - ложной души, или души желаний, а не истинной Души, ПСИХИЧЕСКОГО СУЩЕСТВА.
Часто cлово «Душа» употребляется для обозначения любого нефизического состояния сознания, включая даже витальное сознание со всеми его желаниями и страстями. Именно поэтому пришлось употреблять термин «психическое существо», чтобы провести границу между Божественным элементом в человеке и внешним инструментарием природы. Слово «Душа» имеет различные значения в зависимости от контекста: с одной стороны, оно может употребляться для обозначения ПУРУШИ, поддерживающего деятельность ПРАКРИТИ, которую мы называем БЫТИЕМ, хотя правильнее было бы сказать - не Бытием, а СТАНОВЛЕНИЕМ; с другой - оно может означать собственно «психическое существо» в таком эволюционирующем создании, как человек; «Душа» может означать искру БОЖЕСТВЕННОГО, заброшенную в Материю нисходящим в материальный мир Божеством, поддерживающим здесь все эволюционирующие формы.
Душа, Двойственная.
Можно говорить о двойственности нашей Души, с одной стороны - о поверхностной душе желаний, которая проявляется в наших витальных импульсах, эмоциях, эстетических способностях и в ментальном стремлении к обладанию силой, знанием и счастьем; сдругой стороны - об истинном психическом существе, представляющем собой силу чистого света, любви, радости и утонченную квинтэссенцию нашей настоящей души, скрытой за внешней формой нашего психического бытия, которое мы так часто склонны возвеличивать. Есть еще и четвертая составляющая человеческого существа, называемая душой, которая сложным образом объединяет разум, жизнь и тело и имеет двойственный характер: снаружи она представлена душой желаний, стремящейся к обладанию и получению удовольствий; за ней скрывается совершенно или почти неведомая и потаенная истинная ПСИХИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, представляющая собой настоящую сокровищницу духовного опыта. Душа, Дух и Психическое Существо.
ДЖИВАТМАН, Душа и ПСИХИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО - это три различные формы одной и той же реальности, и их не следует путать, так как это нарушает ясность внутреннего опыта. Дживатман или ДУХ, как его обычно называют, существует независимо от проявленного мира или внешнего инструментального существа и находится выше его. Он внеположен рождению и смерти, всегда неизменен - это наше индивидуальное Высшее «Я«», или АТМАН. Он - есть вечное ИСТИННОЕ СУЩЕСТВО каждого человека. Душа - это искра Божественного, которая нисходит на уровень проявленной природы для поддержания эволюции в материальном мире. Сначала она выступает как чистая энергия БОЖЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ, содержащая в себе все возможности, которые еще не успели проявиться, оформиться и получить свое выражение в ходе эволюции. Эта искра присутствует во всех живых существах, от самых низших до самых высших. ПСИХИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО формируется душой в процессе ее ЭВОЛЮЦИИ. Оно поддерживает разум, жизнь и физическое тело, растет и развивается за счет получаемого ими опыта и несет сущность этого опыта от одной жизни к другой. Это и есть психическое, или чайтья пуруша. Сначала оно затмевается РАЗУМОМ, витальным и физическим существами, но по мере своего роста и развития оно становится способным выйти на первый план и взять на себя руководство разумом, жизнью и телом. При обычном уровне развития психического существа в человеке ему не хватает средств самовыражения, и оно не может свободно использовать составляющие части человеческой природы. Жизнь живых существ находится либо на животном, либо на человеческом уровне, но не на божественном. Когда психическое в результате САДХАНЫ выходит на поверхность человеческого существа и приобретает способность свободно управлять своим инструментарием, тогда устремленность человека к Божественному становится полной и совершенной и появляется возможность не только освобождения, но и трансформации разума, жизни и физического тела.
Душа и Жизнь (Витальное Существо).
Душа и ЖИЗНЬ - это две совершенно разные силы. Душа представляет собой искру Божественного Духа, поддерживающего индивидуальную ПРИРОДУ человека. РАЗУМ, Жизнь и ТЕЛО являются инструментальными средствами проЯВления природы в материальном мiре. У большинства людей Душа скрыта за наслоениями внешней природы. Человек склонен принимать за Душу - ВИТАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО, поскольку именно оно придает жизнь нашему телу. Витальное существо состоит из желаний и разного рода положительных и отрицательных сил и не имеет ничего общего с настоящей Душой; его можно назвать душой желания. Когда Истинная Душа (психическое) поднимается на поверхность нашего существа и начинает оказывать влияние, а затем и активно управлять инструментальными средствами природы, только тогда человек становится способным преодолевать свои витальные желания и приобщается к божественной природе.
Душа и Психическое Существо.
Следует отличать собственно Душу и собственно ПСИХИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО. Во всех и в каждом заложена Душа, представляющая собой искру БОЖЕСТВЕННОГО. Без нее невозможно никакое существование. Но при этом вполне возможно существование ВИТАЛЬНОГО и ФИЗИЧЕСКОГО на основе Души, как Божественной сути, без ясно выраженного и хорошо развитого психического. Душа и психическое существо - это, практически, одно и то же. Разница заключается лишь в том, что даже там, где отсутствует развитое психическое существо, всегда находится Божественная искра, или Душа. Психическое существо на санскрите называется «Пуруша, пребывающий в сердце», или Чайтья Пуруша. Душу принято образно называть искрой Божественного Огня, заложенной в жизни и материи. При этом Душу не называют искрой сознания. ... Когда Душа, или "искра Божественного Огня", формирует на своей основе психическую индивидуальность, то возникающая в результате этого личность называется психическим существом. Душа, или божественная искра, предшествует появлению развитой и организованной витальности и разума. Душа - есть частица Божественного, снизошедшая на уровень эволюции как божественная Основа, поддерживающая процесс развития личности от Неведения к Свету. Душа формирует в ходе эволюции психическую личность, которая растет и развивается от жизни к жизни, используя в качестве инструментальных средств разум, витальное существо и тело. Душа безсмертна, в то время как все остальное существо человека подвержено разрушению; она несет квинтэссенцию полученного при жизни опыта от одного воплощения к другому, обеспечивая таким образом непрерывность эволюции личности.
|